Тренерские пятницы
Чёрных кошек боятся не все
(13 мая 2005 00:01, Дмитрий Евдокимов)
Пятница, тринадцатое... Столько связано с этим днём различных предрассудков. А спортсмены, по общему мнению, люди «повышенной суеверности». Так ли это? Об этом рассказывает Александр ХАРЧЕНКОВ, имеющий за плечами «не слабый» опыт и как игрок, и как тренер. Наставник второй команды «Химки», сам не верящий в приметы, размышляет о баскетбольных традициях и суевериях, о том, вмешивается ли «потустороннее» в жизнь и игру баскетболистов, тренеров. Итак: повествование о существовании (или отсутствии) магии числа «13», и не только об этом...
Многие в баскетбольном мире верят в приметы. Тренеры стараются надеть ту же одежду, которая «принесла удачу» в выигранном матче, или непременно сменить ее в обратном случае. Возводят в ранг «счастливых» пиджак, галстук или рубашку; обязательно бреются или отказываются от бритья в день матча. Рассаживают близких на трибуне именно в том порядке, в каком те сидели во время встречи, в которой была одержана победа. Едят те же «счастливые» блюда. Чудачеств немало. Но я считаю, что это - простая человеческая слабость. А если что-то не совпадает? Если повторил всё, что должно принести успех, а на улице вместо солнечной погоды, - дождь? Надо проиграть?
Есть и такая традиция: занимать место на скамейке в «удачливом» порядке, именно на тех местах. У Владимира Кондрашина был «прушный» Мальцев. Петрович всегда сажал его рядом с собой, хотя молодые игроки обычно выходят на площадку не часто, и занимают место в конце «лавки». В какой-то день, когда была выигран важный матч, Андрей, будучи дебютантом, оказался на скамейке рядом с Кондрашиным.
Александр Сергеевич, а не было ли соседство с Петровичем, возможность отслеживать все его действия, первым шагом Андрея к тренерству?
Нет, конечно. Тренерские ходы могли видеть все игроки, да и говорить сегодня о Мальцеве, как о тренере, думаю, преждевременно. Он только начал свой путь, и его быстро убрали. За те полсезона, даже меньше, что Андрей проработал со «Спартаком», обычно, не успевают разобраться «что почём».
Ведь вы играли под 13-м номером?
Стал чемпионом мира в 1974-м. Мне нравится это число. Многие избегают брать майку № 13, а я порой делал наперекор.
Торрес, например, был рад тому, что этот майка с этой цифрой освободилась. Часто игроки «выбирают» игровой номер?
Некоторым число «13» принесло удачу, они добились определенных успехов, играя в такой майке. А может быть, с ним что-то особенное связано. Тот же Мальцев старался взять десятый номер. Как только он был свободен, занимал. Такие случаи не редки, но лично мне по большому счёту было не важно, в какой футболке выходить на паркет. Никаких «знаков свыше» в том не видел. Не имеет и никогда не имело значения, перебежала ли дорогу кошка, «пометил» ли голубь...
Но вот ваш подопечный Виталий Фридзон во второй команде играет под 88-м номером, в основной - под 22-м. Он хочет иметь повторяющиеся цифры?
Наверное, «дубль» на майке - желание выделиться, игроцкие «понты». Главное, чтобы они не мешали играть. Но пока, к счастью, этого не происходит. Виталий неплохо сыграл в дебютном для себя матче в первой команде в УСК ЦСКА. Удачно действовал в защите и нападении. Его достоинства - смелость, спортивная наглость, уверенность в себе. Недостатки - работа в обороне, взаимодействия с партнёрами. Но Фридзон умеет скрывать это, не создавая себе сложной ситуации. Он во время может остановиться, не «тянет на себя одеяло». В первом питерском матче он сыграл просто здорово, если не считать небольших недоработок в защите.
Откуда в молодом парне такая уверенность в себе, хладнокровие, позволяющие не «мандражировать» на линии штрафных?
Наверное, он сможет рассказать об этом лучше. В Тольятти, откуда он пришёл к нам, Виталий был лидером, забивал очков по 30, не стеснял себя на поле. Я, наоборот, требую от него, чтобы он не забывал о партнёрах, находил моменты взаимодействий. Лидерство в «Стандарте», да и в нашей команде (Фридзон - самый результативный в «Химки-2»; 15,6 очка в среднем) закалило его. Он не боится «полезть» на двоих.
Виталий не теряется при «переходе на более высокий уровень». Чем вы можете это объяснить?
Думаю, «виноват» его характер. Какая разница, в какой команде играть: кольца и мяч те же?
Другие партнёры, «вес» в команде?
Ему всё равно. Он относится к баскетболистам такого рода, которым это безразлично. Я пытаюсь объяснить ребятам, чтобы они думали только об игре, о том, чтобы показать всё, что умеют, а не о том, что рядом Карасёв или Волковыски. Виталию этого и говорить не нужно. Это не моя заслуга, его. Фридзону надо учиться, прибавлять в обороне, но он старается. Чтобы влиться в первую команду, понимать партнёров, надо больше там тренироваться. Он молод, у него есть возможность избавиться от недостатков. Виталий - фанат, он готов проводить в зале много времени. И не просто «проводить», вкалывать. Из всех игроков «Химки-2» он больше всех работает. Многие игроки, не обладавшие талантом за счёт «фанатичности» в работе выходили на уровень сборной страны. Были и примеры, когда одарённые баскетболисты «гасли». А Фридзон обладает талантом и желанием работать. У него хорошее будущее, которое зависит от самого игрока и от тренеров.
|